Владимир Васильев,

 Главный научный сотрудник института США и  Канады  РАН

Назначение весной 2018 г. на должность Государственного секретаря США Майкла Помпео ,который стал 70-м по счету министром иностранных дел США, по “переводу” с должности директора ЦРУ, на которой он пробыл чуть больше одного года, явилось беспрецедентным явлением в дипломатической практике США. Ещё никогда за всю историю существования ЦРУ (с 1947 г.) главы этого ведомства, порожденного “холодной войной,” не становились Государственными секретарями США (и наоборот!). Более того, М.Помпео за всю историю своей карьеры на государственной службе и в частном секторе американской экономики никогда не имел опыта дипломатической работы. 

Приход М.Помпео в Государственный департамент был расценен американскими политологами как появление во главе внешнеполитического ведомства США «сверх-ястреба», отражающего глубинную логику внешнеполитической «философии президента Д.Трампа, согласно которой практически каждая возникающая перед США на международной арене проблема представляет угрозу американской национальной безопасности, которую лучше решать с помощью профессиональных военных и представителей разведывательного сообщества. Как здесь не вспомнить «дипломатию канонерок»… 

Неприметная карьера 

Политическая карьера М. Помпео началась в 2010 г., когда он был избран конгрессменом от одного из избирательных округов штата Канзас. Следует признать, что до этого периода его успехи на военном и деловом поприще были более чем скромными. 

В 1982 г. он поступил в Военную академию Уэст-Пойнт, которую окончил в 1985 г. по специальности военный инженер-механик. В учебном классе военных инженеров он оказался лучшим выпускником, однако, как впоследствии ехидно вспоминали его однокурсники, он стал «номером 1» благодаря исключительно «атлетическим способностям». 

В 1986—1991 гг. Помпео проходил службу в Вооруженных силах США , к примеру, в составе американского воинского контингента в ФРГ и побывал в краткосрочной командировке в странах Персидского залива. В 1991 г. вышел в отставку в чине капитана. Показательно, что в перечне сенаторов и конгрессменов – бывших военнослужащих в Конгрессе 112 созыва (2011-2013 гг.) – на биографической страничке М.Помпео просто указано, что он – «служил», ничем особенным себя при этом не проявив. 

После увольнения из рядов Вооруженных сил Помпео поступил на юридический факультет престижного Гарвардского университета. Получив степень доктора права в 1994 г., работая одновременно в одной из юридических фирм в г. Вашингтоне, а в 1996 г. перебрался на постоянное место жительство в штат Канзас. Там жили его родственники итальянского происхождения по материнской линии. В Канзасе, М.Помпео первым делом сменил свою церковную принадлежность: он покинул Пресвитерианскую церковь по причине того, что её руководство считало возможным для гомосексуалистов носить церковный сан, и стал активным участником евангелических собраний. С тех пор Библия является неизменным атрибутом его повседневной жизни; став госсекретарем, он постоянно держит её раскрытой на своем рабочем столе в Государственном департаменте. Поговаривают, что 

евангелические убеждения в немалой степени способствовали тому, что М.Помпео действительно пришел к выводу, что Д.Трамп является «богоизбранным президентом». 

В 1997 г. он основал небольшую фирму по производству деталей и компонентов для продукции аэрокосмической промышленности США; спустя 10 лет в 2006 г. продал свою долю в акционерном капитале созданной им фирмы и занялся нефтяным бизнесом, возглавив фирму «Сентри Интернешенл» по производству, продаже и лизингу бурового оборудования. Обращение к официальной финансовой отчетности этих двух фирм показывает, что Майкл Помпео не очень преуспел в качестве «удачливого и успешного» бизнесмена. Это позволили ему завести нужные связи в мире политических спонсоров Республиканской партии, какими для Помпео оказались влиятельные братья-миллиардеры Чарльз и Давид Кохи (Давид Кох скончался 23 августа 2019 г. в возрасте 79 лет).Они уроженцы Канзаса и известные финансовые спонсоры Республиканской партии. На протяжении последних 20 лет братья Кох оказывали значительное влияние на кадровое формирование верхушки Республиканской партии. Это семейство финансово вложилось в бизнес М.Помпео, и присмотревшись к нему, вскоре стали спонсорами его политической карьеры в период 2009-2017 гг. 

Политический «продукт» семейства Кохов. 

Большим интересом М.Помпео к концу пятого десятка его жизни становится политика.Возможно его к этому подтолкнули влиятельные знакомые.Он решает выставить свою кандидатуру в Палату представителей на промежуточных выборах 2010 г. и достаточно уверенно побеждает своего соперника-демократа, заручившись поддержкой почти 60% избирателей своего округа. Однако с ретроспективной точки зрения «поход» Помпео в большую американскую политику носил ярко выраженный оппортунистический и даже авантюрный характер: после избрания первого чернокожего американца Б.Обамы президентом США в Америке набирает силу право-консервативная волна, подпитываемая движением «Чайной партии», стихийно сформировавшейся весной 2009 г. Помпео становится активным проводником «ультрапатриотической» идеологии , что и приносит ему политические дивиденды в ноябре 2010 г. и в последующие годы. 

Главными идейными и финансовыми «вдохновителями» политика Помпео становятся братья Кохи. Именно они финансово сформировали «Чайную партию, и именно они явились главными «инвесторами» в политических кампаний конгрессмена Помпео, который четырежды выдвигал свою кандидатуры в Палату представителей -в 2010, 2012, 2014 и в 2016 гг. Братья Кохи явились важнейшими донорами его четырех кампаний, внеся в общей сложности 380 тыс. долларов, или почти 60% общей суммы вкладов индивидуальных доноров. При этом следует иметь в виду, что бизнесмен Помпео - согласно официальной отчетности - не внес ни одного цента в свои избирательные кампании. 

В ходе промежуточных выборах 2010 г. демократы потеряли рекордное количество мест в Палате представителей – 63 места, что явилось самым крупным поражением демократов со времен промежуточных выборов 1938 г., когда они лишились 72 места (!). Таким образом, началу своей политической карьеры в 2010 г. Помпео обязан скорее фактором политического “спроса” и благоприятной социально-экономической конъюнктуры, сформировавшейся в США в ходе финансово-экономического кризиса 2007-2009 гг., когда подавляющее большинство американских избирателей требовало масштабных перемен. В 2010 г. и в последующие избирательные циклы Помпео устойчиво побеждал своих соперников из Демократической партии, регулярно набирая не менее 60% голосов избирателей своего округа; в 2010 г.  . За время политической карьеры Помпео они внесли в его предвыборные фонды почти 1,2 млн. долларов

«Твердокаменный» республиканский конгрессмен 

Канзас традиционно считается не только оплотом «твердокаменных» республиканцев, но и носителем истинно консервативных ценностей американской глубинки. Поэтому Помпео как бывший военнослужащий времен «холодной войны», которому могли быть доверены самые «сокровенные» государственные тайны США, тут же становится членом двух комитетов – Специального комитета по разведке и Комитета по энергетике и торговле. В рамках Специального комитета по разведке Помпео также входил в состав подкомитета по делам ЦРУ. 

По проблемам внутренней политики Помпео на протяжении шести лет пребывания в Конгрессе США неизменно занимал право-консервативные позиции. В вопросах развития американской энергетики он последовательно отстаивал интересы американских нефтегазовых компаний, выступая против развития «зеленых технологий» и альтернативных источников энергии. Помпео выступил против Парижского соглашения по климату, охарактеризовав планы администрации Обамы по противодействию климатическим изменениям как «радикальные» и «наносящие ущерб» американской экономике. Помпео полностью солидаризировался с Республиканской партией в её оппозиции Программе доступного медицинского страхования, известной как «Обамакэр». 

Помпео, будучи членом Национальной стрелковой ассоциации, неизменно выступал в поддержку 2-ой поправки к Конституции США, и поэтому эта ассоциация неизменно открыто поддерживала его в кампаниях по переизбранию в Палату представителей в 2012, 2014 и 2016 гг. Возможно благодаря характеру «настоящего воина» он уверенно переизбирался в Конгресс США на промежуточных выборах, регулярно набирая больше 60% голосов избирателей своего округа. 

В целом по «индексу консерватизма», составляемому известным «мозговым центром» Республиканской партии «Хэритейдж фаундейшен», по итогам своей деятельности в Конгрессе Помпео имел средний показатель, равный 84% (за 100% принимается уровень консерватора «без страха и упрека»), при том, что средний показатель «твердолобости» конгрессменов от Республиканской партии оценивался как составляющий 65%. 

ЦРУ как Дипломатическая академия США для  Государственного секретаря М.Помпео 

Одним из первых назначений Д.Трампа после его избрания на должность президента явилось выдвижение члена конгрессмена М. Помпео на должность директора Центрального разведывательного управления (ЦРУ). Поспешность поиска нового, 22-ого по счёту, директора самого крупного и влиятельного агентства американского Разведывательного сообщества, в состав которого входят 17 ведомств, 

объяснялась необходимостью, прежде всего, иметь в своём прямом подчинении преданного новому президенту рыцаря «плаща и кинжала», способного разгадать и нейтрализовать многочисленные заговоры и сети интриг, которые с самого первого дня пребывания Трампа в Белом Доме стали организовывать и плести его многочисленные противники как внутри Америки, так и за их пределами с одной единственной целью – скорейшего отстранения 45-ого президента США от власти. 

Специальный комитет по разведке Сената США в «ударном порядке» 12 января 2017 г. провёл слушания по утверждению кандидатуры Помпео на должность директора ЦРУ; 23 января в соотношении голосов 66 «за» и 32 «против» на пленарном заседании Сената он был утвержден в этой должности и в тот же день приведён к присяге, т.е. приступил к выполнению своих обязанностей главного американского разведчика. Критически важное значение должности директора ЦРУ в администрации Д.Трампа в полной мере проявилось 8 февраля, когда Белый Дом объявил о составе нового кабинета (кабинета министров и глав ведомств, должности которых приравнены к министерским). В его состав вошли 24 человека, при этом впервые в американской политической истории членом кабинета министров стал и директор ЦРУ (наряду, правда, с тогдашним Директором Национальной разведки Даниэлем Коатсом). 

Выдвижению Помпео на должность директора ЦРУ безусловно способствовали его высказывания, которые демонстрировали его явную приверженность «тайным операциям» с «лицензиями на устранение» неугодных Вашингтону лиц и деятелей, которые США практиковали в самые мрачные годы «холодной войны». М.Помпео, в частности, высказался категорически против закрытия тюрьмы в Гуантанамо на Кубе. Посетив её в мае 2013 г., когда заключенные проводили там голодовку, Помпео цинично заметил, что, как ему показалось, они «даже прибавили в весе». Он решительно осудил решение администрации Б.Обамы закрыть «места заключения» и «летающие тюрьмы» для содержания и пыток лиц, подозреваемых в терроризме. Эта скандальная программа осуществлялась под эгидой ЦРУ, и, по различным оценкам, главное разведывательное ведомство США создало порядка 50 подобного рода «чёрных тюрем» и мест заключения в 28 странах по всему земному шару. Вполне возможно, что с приходом М.Помпео в ЦРУ эта программа если не полностью, то по крайней мере частично, была реанимирована. 

 

В феврале 2016 г. Помпео прямо назвал Э.Сноудена предателем, потребовал его возвращения в Америку, не уточнив при этом способа решения этой проблемы, и заявил, что американский суд без сомнения вынесет ему смертный приговор. Одновременно он высказался за то, чтобы в США была восстановлена программа сбора данных и постоянного наблюдения за американскими гражданами, прежде всего за служащими федерального правительства. В статье, опубликованной в газете «Уолл-стрит Джорнэл», Помпео недвусмысленно заявил о том, что «Конгресс должен принять закон, восстанавливающий сбор всех метаданных, и объединить его с общедоступной информацией о финансах и образе жизни американцев во всеобъемлющую базу данных, доступную для поиска. При этом необходимо устранить все юридические и бюрократические препятствия для успешного функционирования этой программы. Это включает в себя отмену директивы 28, подписанной президентом Обамой в январе 2014 г., которая предоставляет права на неприкосновенность частной жизни иностранцев и предъявляет обременительные требования для обоснования необходимости сбора соответствующих данных». Фактически речь идёт о постепенном превращении США в полицейское государство, и в рамках этой стратегии большую роль, без сомнения, призвана сыграть и ЦРУ. 

Свою «профпригодность» для выполнения «ответственных» спецопераций, в том числе и на посту Государственного секретаря США, Помпео доказал в 2015 г., когда он и сенатор-республиканец Т.Коттон довели до сведения широкой американской общественности информацию о существовании секретных протоколов между Ираном и Международным агентством по ядерной энергии (МАГАТЭ). Факт наличия этих протоколов был вначале опровергнут администрацией Обамы, однако впоследствии их существование было официально подтверждено. Обвинения в адрес администрации Обамы в ведении ею «двойной игры» с Конгрессом США едва не похоронили Совместный всеобъемлющий план действий в отношении Иранской ядерной программы. Помпео естественно решительно выступил против ядерной сделки с Ираном, и это обстоятельство также сыграло свою роль при его выборе Трампом на должность нового директора ЦРУ, поскольку именно ЦРУ играет ключевую роль в оценке США соблюдения Ираном условий достигнутого соглашения. 

Главным приоритетом своего пребывания в должности директора ЦРУ Помпео назвал усилия по увеличению бюджета главного американского разведывательного ведомства; как подчеркнул Помпео, разведывательное сообщество в том числе и ЦРУ, стало «жертвой долгосрочных бюджетных тенденций негативного плана», которые ослабили сами основы, на которых оно зиждется. Поэтому Помпео пообещал «удвоить усилия» с тем, чтобы у нас «было больше разведки, а не меньше». 

ЦРУ при Помпео: его новации и преобразования 

В одном из интервью, посвященном первым итогам своего пребывания на посту директора ЦРУ, Помпео с обезоруживающей солдатской прямолинейностью   заявил о том, что «наша основная сфера деятельности – это кража секретов, важных секретов, секретов, действительно являющихся таковыми, секретов, которыми с нами не хотят делиться, секретов, имеющих первостепенное значение для политиков, секретов, о которых мы можем своевременно доложить им с тем, чтобы они приняли правильные решения, основанные на действительно хорошей информации». 

В течение первых двух месяцев пребывания на посту директора   он провёл «инвентаризацию» всех направлений деятельности ЦРУ. При предшественнике Помпео Дж.Бреннане ещё  в 2015 г. началась масштабная реформа этого ведомства, которую он и продолжил, внеся по итогам «инвентаризации» необходимые коррективы и изменения. Основная концепция реформ ЦРУ, разработанная при администрации Обамы, сводилась к необходимости создания оперативных центров сбора и анализа информации, а также, возможно, проведения тайных операций в важнейших и наиболее «горячих» геополитических точках земного шара. 

В развитие этой концепции в середине мая в ЦРУ был создан Корейский оперативный центр. Основная задача центра – мониторинг северокорейской ракетно-ядерной программы. Однако само название центра говорит о том, что в поле зрения ЦРУ находится весь Корейский полуостров, и в том числе ситуация в Южной Корее. Вероятно, отнюдь не случайным является тот факт, что о создании центра было объявлено 10 мая, т.е. на следующий день после президентских выборов в Южной Корее, в ходе которых достаточно убедительную победу одержал сторонник дипломатического урегулирования северокорейской ракетно-ядерной программы Мун Джэин. 

19 октября 2017 г. все мировые СМИ облетело заявление Помпео, сделанное им на конференции, организованной вашингтонским Фондом защиты демократии, о том, что если северокорейский лидер Ким Чен Ын внезапно «исчезнет или умрёт», то «принимая во внимание историю ЦРУ, я это вообще не буду комментировать и промолчу». Затем Помпео добавил, что «кто-то может подумать, что это была случайность. Знаете, произошел несчастный случай. Но давайте не будем тратить много времени по этому поводу». Аналитики сразу вспомнили о свержении премьер-министра Ирана М.Моссаддыка в 1953 г., премьер-министра Конго П.Лумубу в 1960 г., убитого в январе 1961 г., и убийство президента Чили С.Альенде в 1973 г., причастность к которым ЦРУ в настоящее время считается доказанной, в том числе и на основе рассекреченных архивов самого этого ведомства. Таким образом, можно сделать вывод, что для реализации тайных операций по устранению неугодных Вашингтону политических и общественных деятелей вновь возвращается практика использования «агентов 007 с лицензией на убийство» – разумеется, без каких-либо приговоров судебных органов. 

Недавно  в американских и мировых СМИ появились сообщения о создании Иранского оперативного центра − полного аналога Корейского оперативного центра. Главой центра Помпео назначил Майкла Д’Андреа, ветерана ЦРУ, который начал работать в агентстве в 1979 г. Именно Д’Андреа, прозванный «Аятолла Майк», лично возглавлял спецгруппу по розыску, поимке и уничтожению У. Бен Ладана. В качестве главы Контртерростического центра в период с 2006 по 2015 гг. Д’Андреа руководил программой использования «дронов-убийц» для уничтожения террористов и неугодных США лиц в Пакистане и Йемене. 

Возвращение на активную службу Д’Андреа, который ушёл из ЦРУ в 2015 г., будучи уволенным тогдашним директором Дж.Бреннаном, стало ещё одним свидетельством того, что практика тайных операций за пределами США, которую ЦРУ активно использовало в 1950-е, 1960-е и 1970-е годы, становится важнейшем направлением деятельности этого ведомства. Продемонстрированы методы деятельности Иранского оперативного центра были 3-го января 2020 г., когда с помощью «дрона-убийцы» в Международном аэропорту Багдада был убит боевой генерал Касем Сулеймани, национальный герой Ирана. 

 

К. Сулеймани с орденом Зульфикара,высшей военной наградой Ирана. 2019 г

Осенью 2017 г. в результате «утечек» из самого ведомства стало известно, что М.Помпео «усиленно работает над тем, чтобы превратить ЦРУ в бастион белых мужчин – носителей консервативных христианских ценностей».  Ветераны  ЦРУ, долгое время работающие в ЦРУ, «с ужасом» рассказывают о том, что догматы «евангелического христианства»  постепенно становятся частью официальной идеологической системы верований сотрудников агентства. Сам Помпео каждую неделю посещает «библейские чтения», официально  организуемые для служащих федерального правительства. В устных разговорах он постоянно упоминает слова «Бог» и «христианство».

Говоря о евангелическом христианстве, следует иметь в виду, что, согласно представлениям евангелических христиан, спасение человека возможно только через его личную веру в Иисуса Христа. Формальная принадлежность к какой-либо религиозной конфессии или даже регулярное участие в её Таинствах не оказывают благотворного влияния на состояние души верующего в отсутствие личной веры в Иисуса Христа.

Применительно к Майклу Помпео, менталитет евангелического христианина оборачивается стереотипом «Священной войны», которое христианство ведёт со всем остальным нехристианским миром, прежде всего с исламом. По сути,  «христианский экстремист» Помпео считает, что ЦРУ  выдвинуто на передний край «священной войны», которую «христианский Запад ведёт против исламского Востока». Попутно говоря можно отметить, что дистанция между истинно «христианским Западом» и  пришедшим в упадок «православным Востоком» не столь уж и велика, и на их взаимоотношения также могут быть распространены принципы «священной войны»  между Западом и Востоком до полной победы  западных «христианских экстремистов».

Выступая в середине октября 2017 г. в Техасе Помпео обрисовал общую философию ведения разведки в современном глобальном мире. Он чётко и недвусмысленно заявил о том, что «успешный шпионаж всегда основывается на том, что он должен быть по своей природе агрессивным, неослабным и рискованным». По существу, эти же принципы он положил в основу своей деятельности на посту Государственного секретаря США.

Причина перевода М.Помпео из ЦРУ в Государственный департамент США.

Решение Д.Трампа о переводе М.Помпео с должности директора ЦРУ на пост Государственного секретаря США в прямом смысле слова сотрясло внешнеполитический истеблишмент Вашингтона. В обстановке идейного  хаоса и  организационной неразберихи,  более неудачной кандидатуры на пост Государственного секретаря было трудно придумать - это мнение разделяли не только демократы, но и немалая часть республиканцев, которые считались  авторитетными экспертами в области внешней политики. Сомнения относительно способности М.Помпео стать “эффективным” государственным секретарем США царили  на Капитолийском холме уже во время слушаний, посвященных утверждению его кандидатуры на пост главы внешнеполитического ведомства США в апреле 2018 г. в сенатском комитете по иностранным делам.

Даже  настроенный“по должности” благожелательно к  Помпео  - выдвиженцу президента-республиканца -председатель Комитета сенатор-республиканец Р.Кокер усомнился в том, что Помпео войдет в ряды “великих” госсекретарей США.  Сопредседатель сенатского комитета по иностранным делам сенатор-демократ Р.Менендез пошел ещё дальше, дав ясно понять, что Помпео вряд ли удастся превратить: “Государственный департамент в нечто большее, нежели   простое продолжение ЦРУ”.

В результате Майкл Помпео не без труда  был утвержден в должности Государственного секретаря США. На заседании Комитета по иностранным делам за его кандидатуру проголосовало 11 сенаторов-республиканцев и 9 сенаторов-демократов, при этом в самый последний момент свое мнение  в положительную сторону изменил сенатор-республиканец от штата  Канзас Р.Пол, ярый противник войны в Ираке и применения пыток при допросах; в противном случае Помпео мог стать первым в истории США кандидатом на пост Госсекретаря, который не получил бы поддержки профильного комитета.

На пленарном заседании Сената Помпео был утвержден в должности Государственного секретаря США в соотношении голосов 57 “за” и  42 “против; в его поддержку проголосовало несколько сенаторов-демократов, которым предстояло переизбрание осенью 2018 г. в про-республикански настроенных штатах. Эта степень поддержки сенаторами кандидатуры Помпео явилась  практически самой низкой применительно к Государственным секретарям США  со времен окончания Второй мировой войны.

Русофоб “до мозга костей”.

В ходе  апрельских слушаний 2018 г.,освященных назначению Помпео Государственным секретарем США, выявилась одна чрезвычайно любопытная деталь, которая, вероятно, имеет принципиально важнее значение для понимания хода и характера российско-американских отношений при нынешнем Госсекретаре. Под давлением сенаторов Помпео был вынужден признать, что он был допрошен комиссией Мюллера, ведущей поиск “русского следа” в президентской компании США 2016 г. И хотя новый Государственный секретарь категорически отказался отвечать на вопросы о содержании интервью, как человек, возглавлявший   ЦРУ,  он прекрасно осознал, что  тоже находится “под колпаком у Мюллера”  в списке подозреваемых в государственной измене — по крайней мере до официального окончания расследования “российского вмешательства” а американские выборы.

Поэтому в ходе слушаний он занял жесткую, бескомпромиссную позицию в отношении России, которой неизменно следовал на всем протяжении своего последующего пребывания на посту главы внешнеполитического ведомства США. Дословно Помпео заявил, что никто “лучше меня не представляет всего масштаба угрозы, которую Россия представляет для Америки. И если вы утвердите меня в должности  Государственного секретаря, то я смело могу заверить вас, что администрация Трампа будет последовательно продолжать, также как она делала это на протяжении предшествующих 15 месяцев, предпринимать самые активные действия для того, чтобы повторно запустить отношения сдерживания с Россией”.

Анализ деятельности Помпео на посту Государственного секретаря США по направлению российско-американских отношений показывает, что они отнюдь не стали главным приоритетом руководимой им внешнеполитического курса США. Помпео сосредоточился на  осуществлении американской политики в Азии (с начала 2020 г. -на китайском направлении),  в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке, . По сути, он не выступил ни с одним программным заявлением в отношении российско-американских отношениях, избегая  контактов с российскими представителями. К числу исключений может быть отнесена короткая Крымская декларация, опубликованная 25 июля 2018 г. в виде личного заявления Помпео от имени Государственного департамента США,  в которой присоединение Крыма к России было охарактеризовано как «попытка аннекcии, направленной на подрыв краеугольного принципа международных отношений, которым следуют демократические государства, согласно которому ни одна стран не может насильственно изменить границы другого государства». (История с Косово,   не в счет !).

В Декларации утверждалось, что США никогда не признают Крым частью российской территории, и поэтому «Россию нельзя отнести к числу великих держав», и поэтому целью американской внешней политики является «изоляция России от международного сообщества государств». Показательно, что в своем заявлении от 27 февраля 2019 г. Помпео повторил основные положения своей Крымской декларации, подчеркнув при этом, что «Соединенные Штаты подтверждают свою неизменную позицию: Крым является  частью Украины и должен быть возвращен под  её контроль».

Его первая встреча с министром иностранных дел России С.Лавровым, в частности, прошла  во время встречи В.Путина и Д.Трампа в Хельсинки в середине июля 2018 г. Несмотря на последующие встречи с С.Лавровым и личную беседу в Сочи с президентом РФ В.В.Путиным в мае 2019 г., в целом складывается впечатление, что Майкл Помпео сознательно избегал и избегает установления более тесных отношений с Россией и её руководством, рассматривая их как “токсичные”, которые могут принести ему скорее, больше политического вреда, нежели пользы.

В этой связи чрезвычайно показателен эпизод с экстренной  заменой главы американской делегации на  российско-американских переговорах по Договору о РСМД в Женеве 17-18 июля 2019 г. С российской стороны переговоры по проблеме стратегической стабильности и ограничении вооружений регулярно вел заместитель министра иностранных дел РФ С.А.Рябков, с американской стороны -А.Л.Томпсон, заместитель госсекретаря по вопросам контроля над вооружениями и проблем международной безопасности.    В  частности,  в 2019 г.  между ними состоялось четыре встречи. Американский представитель  должна была возглавлять   делегацию США и на переговорах в Женеве.   В последний момент Помпео заменил её на  своего первого заместителя Дж.Сулливана, хотя А.Томпсон и вошла в состав делегации. Причиной замены явились всплывшие накануне подробности о знакомстве А.Томпсон с П.Эриксоном - активистом Республиканской партии США, который был знаком    М.Бутиной. «Вотум недоверия» А.Томпсон со стороны Помпео читался четко и однозначно: глава американской делегации на российско-американских переговорах должен быть «глух и невосприимчив» к аргументации российской стороны, тем более в канун объявленной американцами даты 2 августа 2019 г. - дате выхода США из Договора об РСМД. Иными словами, в понимании Помпео дипломатический диалог с Россией практически по любым обсуждаемым вопросам, это монолог американской стороны, улица «с односторонним движением», функционирующая по правилам и нормам, устанавливаемым Вашингтоном.

В своих многочленных выступлениях и интервью он, как правило, мельком упоминал проблему России и российско-американских отношениях, неизменно относя нашу страну к “противникам” Америки. В интервью телекомпании “Эн-Би-Си” 23 сентября 2018 г. Помпео, по сути, солидаризировался с вопросом обозревателя компании Ч.Тодда о том, что в целом “Россия является бесполезным партнером”для США, и хотя имеется много сфер потенциального взаимодействия между Россией и США, в частности в борьбе с международным терроризмом. Госсекретарь сделал главный упор на то, что США и Россия имеют совершенно отличную друг от друга “систему ценностей”, а именно в этом вопросе между нашими странами не может быть никакого ни взаимодействия, ни сотрудничества.

В своем интервью телеведущей телекомпании “”Си-Би-Эс” в сентябре 2018 г. Н.Доннелл Помпео пошел ещё дальше, по сути , продекларировав  тезис о “перманентной холодной войне”, существующей и всегда существовавшей между США и Россией. Дословно он заявил, что “у меня нет никаких сомнений в том, что Россия делает все от неё зависящее, чтобы всячески затруднить повседневную жизнь американцев. И эта политика продолжается вот уже на протяжении многих десятилетий …”.

Иными словами становится понятными далекоидущие расчеты, которые право-консервативные круги США связывают с ухудшением российско-американских отношений: любые неурядицы в социально-экономической  и политической жизни США, включая даже периодические потрясения на американских фондовых рынках, люди, подобные Майклу Помпео, готовы списать не на собственные просчеты и провалы в политике официального Вашингтона, а на “происки” внешних врагов, среди которых России отведено почетное “первое” место.

Подводя итоги политики администрации Д.Трампа в отношении России 25 июля 2018 г., Майкл Помпео поставил «в заслугу администрации», следовательно отнеся и на собственный счет тот факт, что  за это время было введено 213 санкций против российских юридических и физических лиц; 2) 60 российский «шпионов» было выдворено из США, а также закрыто российское консульство в г. Сиэтле; 3) закрыто российское консульство в г. Сан-Франциско в ответ на сокращение американского дипломатического представительства в России: 5) только в 2018 г. проведено 150 военных учений в Европе; 6)  начиная с 2015 г., на Европейскую оборонную инициативу по противодействию России было выделено в общей сложности 11 млрд. долл.; 7) полным ходом идут поставки вооружений в Украину и Грузию. И это внешнеполитические достижения достижения Государственного секретаря ?!

Главный архитектор развала договоров о стратегической стабильности между США и Российской Федерацией

Логическим следствием внешней политики при Помпео в отношении России явилось обнародование 4 декабря 2018 г. в Брюсселе на встрече министров иностранных дел стран НАТО ультиматума к России в короткие сроки покончить с нарушениями Договора о  РМСД, а проще говоря - ликвидировать крылатую ракету SSC-8 (по классификации НАТО), или «Новатор 9М729». При этом этот ультиматум следовало рассматривать в более широком контексте, поскольку, как заявил сам Помпео, проблему ракеты SSC-8 нельзя рассматривать в отрыве от таких действий  России на международной арене: в Грузии, Украине, Сирии, вмешательство в американские выборы, отравление Скрипалей…

В начале февраля 2019 г. и на протяжении последующих шести месяцев Помпео начал своего рода личный «крестовый поход» за прекращение действия Договора о РСМД, постоянно выпячивая себя и в своем лице Государственный департамент США в качестве главных лоббистов  выхода США из важнейшей договоренности в системе обеспечения глобальной стратегической стабильности. На пресс-конференции в Государственном департаменте 1-го  февраля он заявил дословно следующее: «В основе внешней политики президента Трампа лежит несколько очень, очень простых истин. Безопасность американского народа должна быть нашим главным приоритетом, соглашения, в которые мы вступаем, должны служить американским интересам, а страны, когда они нарушают правила, должны нести ответственность. В течение многих лет Россия открыто нарушала условия Договора о ядерных вооружениях средней дальности». В официальном заявлении Госдепа США, сделанном от имени Помпео на следующий день 2-го февраля, в котором Россия официально извещалась о приостановке действия Договора о РСМД американской стороной, антироссийская риторика была уже доведена до абсурда: единственным нарушением договора, вменявшимся России, называлась наличие к неё ракеты 9М729, дальность полета которой по оценке американских экспертов несколько превышала 500 км, и вот наличие ракеты такого класса было классифицировано как «угроза высшим интересам США».

Политическая ангажированность заявлений Помпео была очевидна. Помимо этого четко прослеживалась и линия на возможное заключение новых договоров в сфере ограничения вооружений, отвечающих реалиям XXI в., но исключительно на американских условиях и в американских интересах. Эти пассажи вполне можно было считать «дипломатией по Помпео». В телефонном разговоре с главой МИД С.Лавровым, состоявшимся 13 февраля, Майкл Помпео уведомил российскую сторону о выходе США из Договора о РСМД через шесть месяцев, т.е. 2 августа 2019 г., увязав также этот выход с отравлением Скрипалей в Великобритании. Санкции, которые США принимали против России в течение последующих шести месяцев, также можно было расценить как форму давления на Россию с целью побудить её отказаться от ракеты 9М729.

В преддверии «исторической даты» 2-го августа 2019 г. Государственный департамент и лично Помпео развернули мощную пропагандистскую кампанию, смысл которой состоял в том, чтобы убедить американскую и международную общественность в том, что  это Россия виновна   прекращении действия Договора о РСМД.

30 июля Госдеп США выпустил фактологическую справку о  восьми «российских мифах» в отношении Договора о РСМД. В издании вновь был заявлен ультиматум к России, сформулированный том духе, что «только полное и поддающееся проверке уничтожение российских ракет 9М729, пусковых установок и связанного с ними оборудования устранит озабоченность  США». Российская аргументация о том, что наличие у США  тяжелых БПЛА («дронов») и контейнеров наземного базирования «М-41» с загружаемыми в них крылатыми ракетами средней дальности, являющихся прямым нарушением Договора о РСМД, была вообще оставлена в издании Госдепа без внимания (!)

2-го августа Помпео лично объявил о выходе США из Договора об РСМД; показательно, что в тот же день Госдеп ввел новые санкции против России в связи с отравлением Скрипалей. По сути, вся активность Помпео по демонтажу Договора о РСМД и преследовала цель продемонстрировать его в качестве главного автора и  исполнителя этого поворотного внешнеполитического шага администрации Д.Трампа.

Почти идентичную позицию М.Помпео занял в отношении обоснования решения США выйти из Договора об открытом небе в ноябре 2020 г., обнародованном 21 мая  2020 года. В качестве предлога для выхода он указал на два «нарушения» договора со стороны РФ: ограничения инспекционных полетов над Калининградской областью и вдоль территории якобы «оккупированных Россией» Абхазии и Южной Осетии. Показательно, что, как и в случае с ДРСМД, все доводы российской стороны о несоблюдении США положений Договора об открытом небе были оставлены без внимания.

По всей видимости, М. Помпео суждено сыграть главную «торпедирующую роль»  и в прекращении действия Договора СНВ-3, подписанного в феврале 2010 г. тогдашними президентами США и РФ Б.Обамой и Д.Медведевым. В телефонном разговоре с министром иностранных дел РФ С.В.Лавровым, состоявшимся 17 апреля, М.Помпео по сути выдвинул ультимативное требование о том, что переговоры о продлении действия Договора СНВ-3 должны состояться в обязательном порядке в «трехстороннем формате» с участием КНР , что  заведомо невыполнимое условие, учитывая нынешнее состояние американо-китайских отношений.

В американской печати Помпео нередко называют «худшим» государственным секретарем за всю историю существования США, нет сомнения, что в исторические  анналы российско-американских отношений он войдет как глава внешнеполитического ведомства, который в XXI в. вплотную подвёл Америку  к опаснейшей «красной черте» - возможному сползанию отношений  со стандартов «холодной войны» в  фазу «горячих»,  не прогнозируемых конфликтов.   Миссия дипломатического стратега, просчитывающего хотя бы два  хода Вашингтона  вперед в мировой политике -для него оказалась невыполнима.В результате подобная политика привела к реальным угрозам  катастрофы для всего мира…

 

 

 

 

Оставить комментарий

avatar
Новости

Вопросы  простодушного

 

Вы помните, что Украина

вошла в СССР :

без  Харькова и Херсона,

без Одессы и Донецка,

без Луганска и, конечно,

без Крыма,

не было у нее в 1922 году и

Львова... Вы, помните ?

 

 

Глава МИД С.Лавров

заявил, что США

продолжают покупать у России

"уран и другие критические

материалы". А зачем

Россия продолжает

их продавать США ?

 

Регистрационный

номер СМИ :

№ ФС 77-81400

__________

На Фейсбуке:

Igor Mikhaylov