Литературная страница

Николай Мильшин (Ходанов)

История эта приключилась со мной, 30 лет назад, в конце не самого весёлого 1993 года. По большому счёту, горбачёвская  карусель-губошлёпка-перестройка, затеянная на просторах бывшего СССР завершилась, —   идея развала некогда могучего Союза  уже начала осуществляться Ельцыным  «со товарищи» на просторах некогда могучей державы при горячей поддержке и одобрении учителей «демократии» из-за большой лужи и «продвинутых» европейцев самым настоящим образом.  Появились сроду не виданные государства-«новообразования», границы и таможни свежеиспечённых «независимых» государств только-только начали функционировать.

Если во времена СССР на целую область нередко был единственный таможенный то ли отдел, то ли пост с коллективом в 4-5 человек, то вдруг, лавинообразно, количество таможен, таможенных постов и соответственно таможенников со  своими бухгалтерскими и юридическими департаментами, а  также отделами внутренней безопасности и непременным отделом Контрабанды начало расти прямо на глазах, словно перестоявшее тесто в квашне.

Дело было на Украине, в небольшом уютном областном центре Черкассы – «в цьому невеличкому Чикаго на мальовничому березi Днипра», как его презентовали на радио «Голос Америки, Украiнська служба» ведущий, рассказывая о громких бандитских разборках в нашем некогда тихом провинциальном городе. Работал я тогда у своих бывших коллег по оборонному конструкторскому бюро, а точнее только начал работу в качестве наёмного работника в молодом частном бизнесе своих бывших коллег из оборонного ЦКБ . Пока я решал свои вопросы с жильём, участвуя в строительстве собственного дома в городском МЖК  то на позиции дежурного слесаря-ремонтника в цехе сборного железобетона, то на позиции столяра в деревообрабатывающем цеху нашего  городского ДСК, тогда ещё с «живыми», работающими на полную мощность, не порезанными на вторчермет прессформами, вибраторами, козловыми кранами и парильными камерами, мои бывшие коллеги уже организовали вполне устойчивую торговую компанию по оптовым продажам всего, что только представляло интерес для молодого украинского и российского рынка товаров массового потребления. На родном оборонном заводе моя месячная заработная плата ведущего инженера-конструктора направления составляла в пересчёте на резво и твёрдо вошедшие уже в наш обиход зелёные американские деньги, аж семь долларов.
Жену, тоже инженера-конструктора, в связи с развалом и закрытием крупного производственного объединения по производству роботизированных комплексов сократили, бюро по  трудоустройству направило в ЧИТИ (местный политех) для получения второго высшего образования – бухгалтерского. Покушать, одеться, квартплату заплатить, сына в школу подготовить на эти деньжищи, сами понимаете, – ага, просто не реально. В черкасских сёлах родни у нас не было, поэтому иной раз даже просто покушать было не на что…

В качестве испытательной работы на профпригодность в торговом бизнесе мне досталась замечательная командировка в Москву, в качестве экспедитора с грузом высоколиквидного товара производства Шосткинского завода химических реактивов –  тормозной жидкости «Нева», фасованной в литровую стеклянную бутылку.
Выезд гружёной фуры-длинномера запланировали на 26 декабря – самое то времечко для подобных путешествий!…

Транспорт с водителем подобрал наш ведущий менеджер, специализирующийся на внешнеэкономической деятельности. Сами понимаете, предновогодняя суета, пик перевозок – машин не хватает даже на внутренние перевозки. Короче, достался мне убитый КАМАЗ с драным тентованным кузовом и с безалаберным водителем по имени Вася.

Из-за несобранности и природной прижимистости он умудрился взять с собой дизтопливо на дорогу туда и обратно, но его надули заправщики, залив часть бочек летней солярой, что в дороге, естественно, сыграло с нами дурную шутку.  Бочки он разместил в кузове таким мудрым образом, что наряду с лысой  резиной в условиях гололёда  привело к весьма «весёлому» поведению КАМАЗа на трассе.

День с утра был тёплым, бесснежным, но к вечеру небо затянуло тёмными тучами, температура резко начала падать. Выезжали из города небо стало серым, а потом стало почти чёрным. Проливной дождь резко сменился мокрым снегом, а потом превратился в ледяную крупу, падающую с небес. Дорога быстро стала превращаться в ледяной каток.

А впереди нас ждал крутой затяжной подъём возле села с красноречивым и многообещающим названием Деньги. Тут же вспомнилось бездарно потраченное по вине Васи время в первой половине дня. Перегруженный на передок КАМАЗ с громадным трудом начал затяжной подъём. Но уже в конце подъёма силы КАМАЗа иссякли и последние 50 метров подъёма мы одолевали на протяжении двух с половиной часов. Причём мне довелось покинуть тёплую кабину КАМАЗа и под ледяным шквалом занимать «посеванием» дорожного покрытия песчано-солевой смесью, которая предусмотрительно была заготовлена на обочине дорожного полотна  дорожниками. Нам ещё повезло с тем, что смесь не  успела как следует промёрзнуть. Не смотря на то, что я обильно посыпал дорогу песчано-солевой смесью, автомобиль долгое время не мог сдвинуться с  места, газуя на всю ивановскую. Фактически последние десятки метров подъёма, мы смогли преодолеть только тогда, когда КАМАЗ в результате двухчасовой борьбы продрал ледяную корку до самого асфальта. И всё это время я старательно исполнял роль мужика-сеятеля с знаменитого полотна Кисы и Остапа Бендера. Только «сеял-посевал» я не пшеничное или ржаное зерно, а песочно-солевую смесь из ведра, наполненного из куч, наваленных на обочине этого «денежного» подъёма.
Ни за какие деньги в этот вечер после нас на этот крутой подъём возле села Деньги так  никто и не поднялся. Даже маршрутные «бусики»  остались внизу , в  самом  начале подъёма.

А  поднялись мы благодаря моей титанической работе в качестве сеятеля, вопреки лысой резине на КАМАЗе и «умному» водителю, который сам командовал загрузкой, чтоб «заховать» в тормозухе контрабандные бочки, наполненные, как  оказалось, в половину летней солярой. Причём ему удалось это сделать таким макаром, что он перегрузил переднюю ось автомобиля, и на гололёде машина вела себя, аки корова на льду, с вечно проскальзывающими задними копытами….

К ночи ближе мы должны бы ли пересекать государственную границу Украина –Россия.  Водитель после общения с ребятами, которые ехали нам навстречу из Москвы решил пересекать границу на переходе Середина Буда – Зёрново. Встречные ребята-дальнобойщики нам рассказали, что на основном переходе Бачевск-Троебортное по трассе Киев-Москва набилась здоровенная очередь с украинской стороны и можно будет простоять в ней не одни сутки. Мы ушли с московской трассы на Кролевец-Ямполь-Дружбу-Середина Буда.

В Середина Буда мы были ближе к полуночи.  Метель продолжалась. Отметились на украинской таможенном посту и рванули на российскую сторону в Зёрново.  Насторожило то, что на месте, где стоял временный таможенный пункт перехода с российской стороны, возле стола у временной деревянной будки под тусклым фонарём, мы никого не увидели. Притормозили у будки.

И тут ситуация резко изменилась — два автоматчика  в чёрных бушлатах с АКМ выросли прямо перед нами из придорожных кустов и, передёрнув затворы, громко скомандовали: «Стой! Вы задержаны при попытке перейти государственную границу Российской Федерации! Временный Таможенный пост Российской федерации  в Зёрново с сегодняшнего дня не функционирует  согласно решения Таможенного Комитета РФ и приказа Командующего Погранвойсками Российской Федерации № такой-то от ….. Вы задержаны. Ваш  груз, как контрабанда, подлежит изъятию.»

Это был  первый случай в моей жизни, когда я со  всей полнотой отчаяния  осознал, что я, русский парень выросший и закончивший среднюю школу в Донбассе и ВУЗ в Северной Пальмире — Ленинграде  оказался для своей родной России иностранцем, а  тут  ещё и контрабандистом. Во как!!!

Спецназовец приставил к моей груди ствол автомата, снял автомат с предохранителя: «При оказании сопротивления стреляю на поражение!». Водила мой где-то схоронился и затих ни жив, ни мёртв.

Я поначалу оторопел, ведь хлопцы с украинской таможни даже слова нам не сказали о том, что российский таможенный пост уже снят…
— Парень  погоди, охолонь, не  горячись, — говорю.
—  Поставь автомат на предохранитель. Я тебе без стрельбы готов предоставить все документы и груз для осмотра и обследования. Никуда мы бежать не собираемся. Сейчас только у водителя накладные и документы на груз возьму…
Я передал спецназовцам документы на груз и наши паспорта. Говорю:
— Видите, у нас есть все отметки о затамаживании груза в Черкассах и о пересечении украинской границы в Середина-Буде. Мы можем поехать на таможенный пункт Бачевск-Троебортное и там оформить пересечение грузом границы Российской Федерации.
— Какой Бачевск-Троебортное?  Поедете с нами в отдел контрабанды, в Суземку совсем скоро.

Буквально за час набралось украинских машин с «контрабандой» штук 15.  Всех нас, без документов, в сопровождении спецназа отправили в таможенный пункт на железнодорожной станции Суземка.
Водители, естественно, по дороге устроили настоящее ралли, кто первый доедет до таможни в Суземке. Все же спешат доставить грузы к Новому году и вернуться домой.  Гонки по замёрзшей, нечищеной от снега дороге с довольно глубокой колеёй фасонного профиля– ещё то удовольствие. Главное не раскрывать широко рот во время движения и покрепче держаться за скобу на панели и ручку у двери. Очень важно следить за открытым ртом и языком. Можно либо зубы подрастерять или отхватить собственными зубами кончик языка – это уже как повезёт. Мне повезло, и я остался с целыми зубами и языком, только пару раз лязгнув-клацнув зубами, как знаменитый  Волк из мультфильма «Ну погоди».

Несмотря на то, что наш КАМАЗ был тяжело гружёным, мы пришли в финишу вторыми или третьими. Водитель явно хотел встретить Новый год дома, а  не в  чистом поле или в брянском лесу, поэтому выжимал из своего боевого товарища последние соки.

На удивление, таможенное оформление заняло не очень много времени . Контрабанду нам оформлять не  стали, так  как  наши документы оказались в  полном  порядке, а груз опломбирован  украинской таможенной пломбой.   Нас оперативно в числе первых оформили. и мы выехали в Москву.
А по  дороге нас ещё ждало одно, но очень серьёзной препятствие. Нужно было дозаправить баки соляркой. Василий только ему известным способом вытащил из-под тента брезента гофрированный шланг и стал заправлять баки. Но не тут-то  было!
В бочке оказалась летняя солярка, которая на морозе представляла собой мутную смесь солярки со снегом, который находится в ней, как бы во взвешенном состоянии.  На нашу удачу в других бочках нашлась и зимняя соляра.

Если не вдаваться в технические моменты, то мы изрядно с  соляркой намучались, попотели, пока удалось смешать удобоваримый коктейль для автомобиля из летней и зимней соляры. Василию пришлось изрядно поколдовать с бочками под тентом своего КАМАЗа.  Пришлось  разжечь костёр на обочине дороги. Мы пропахли соляркой и дымом. Стали чумазыми как черти в преисподней, но вопрос с большим трудом решили.
Короче, мы до самой Москвы уже ехали, не заглушая двигатель. Ни на минуту!!! Вася практически за рулём не  спал, а я по его  просьбе орал песни и строевые марши, чтобы он только не заснул прямо за рулём.

Ну вот, наконец, впереди буквально в паре километров и долгожданный выезд на МКАД. Но тут как чёрт из табакерки откуда-ни-возьмись возникают на обочине гаишники в тулупах. Во-первых, с их слов есть ограничение по времени на въезд в Москву для грузового транспорта. А во-вторых,  у нас нет сертификата на перевозку опасного груза, автомобиль не оборудован соответствующим оборудованием и прочее-прочее… До аптечки даже дело не дошло. Отправляют нас на неопределённое время на штрафплощадку, пока мы не  решим все перечисленные вопросы. С кем  решать в поле на морозе не понятно. Вася с горя заснул прямо на  руле.

Иду вслед за гаишником изъявшим у нас документы на груз. Говорю: «Дорогой, дело к  Новому году, нам  домой ещё нужно успеть, давай как-то решать вопросы. Сколько с  меня?» . Старлей кивает на машину и мордатого старшего в машине: «Деньги не нужны. Командиру нужна тормозная жидкость. Но она же у  Вас под пломбой…»

— Родной, что же ты молчал.  Скоко? Сейчас родим тебе пару  бутылочек.
-Мне и брату тоже нужно по бутылочке.
-Нет вопросов, сейчас решим…

Расталкиваю Ваську. Помогаю ему залезть под брезент – передаёт четыре бутылки.
Забираю документы и бегом по газам и на склады. Нас уже ждут грузчики и московский представитель грузополучателя с таможенником.

Сняли пломбу, грузчики открыли задние двери – на них вывалилось несколько ящиков тормозухи. Что то поймали, но разбили несколько ящиков. Вот так – мы всю дорогу тряслись над этой тормозухой, а  на  месте такая неприятность.
Говорю представителю: «Бой берёте на себя. Сами разбили!»
Ударили по рукам, разгрузили.

Документы с отметкой таможни мне дали уже в обед на следующий день. Василию ещё нужно успеть загрузиться грузом на обратную дорогу до Киева и затаможиться. Но это уже не моя забота.

Попрощался с Василием и бегом на метро и на Киевский вокзал. Чудом выхватил билет в плацкарт за час до отправления знаменского поезда.
Домой я ехал сам в тёплом комфортном плацкартном вагоне. Как доехал, честно, не  помню совсем. Проводница меня растолкала уже за пять минут до прихода 62 поезда на станцию Черкассы. Еле успел одеться и выползти на платформу…
А завтра Новый 1994 год!… Ура!…

Спустя три года, вместо торговли расходными автомобильными жидкостями производства ШЗХР и ЧЗХР, наш дружный и весёлый коллектив из бывших конструкторов и управленцев оборонного предприятия наладил крупнотоннажное производство указанных видов продукции уже на собственных производственных мощностях, принадлежащих нашим учредителям-бизнесменам, на небольшой площадке с железнодорожной рампой и складами сырья и готовой продукции на промышленной окраине города. Но это уже совсем другая история…

ПОЗДРАВЛЯЮ всех дорогих читателей и многоуважаемых коллег с наступающим Новым 2024 годом!

Орфография и стиль сохранены авторские.

 

Оставить комментарий

avatar
Новости

Вопросы  простодушного

 

Вы помните, что Украина

вошла в СССР :

без  Харькова и Херсона,

без Одессы и Донецка,

без Луганска и, конечно,

без Крыма,

не было у нее в 1922 году и

Львова... Вы, помните ?

 

 

Глава МИД С.Лавров

заявил, что США

продолжают покупать у России

"уран и другие критические

материалы". А зачем

Россия продолжает

их продавать США ?

 

Регистрационный

номер СМИ :

№ ФС 77-81400

__________

На Фейсбуке:

Igor Mikhaylov