The Hill пишет, что время безраздельного господства США в интернете подошло к концу. Его оспаривают китайские, российские и европейские технологии и ресурсы. Автор статьи указывает на то, что интернет становится важнейшей ареной геополитической борьбы, и здесь Америке не следует ждать пощады от конкурентов.

Ни для кого не секрет, что американская компьютерная сеть ARPANET, прямая прародительница сегодняшнего Интернета, была создана как часть ответа Америки Советскому Союзу в разгар холодной войны. Таким образом, геополитика была в генах «сети сетей» Интернета с момента его зачатия. Не секрет также и то, что через три десятилетия после его коммерциализации интернет стал важной — если не главной — сферой геополитического соперничества, конкуренции, шпионажа, диверсий и даже войны.

Основные сверхдержавы в геополитической конкуренции в Интернете сегодня — США, ЕС и Китай, за которыми следуют Россия и Индия — уже более десяти лет не сходят со страниц мировых СМИ (а что касается вопросов борьбы России против ЕС и США в Интернете, то они постоянно присутствуют в заголовках этого издания в последние месяцы). В отличие от геополитического соперничества и войн между европейскими империями прошлых веков, которые разыгрывались на океанах, в Африке, Азии и Америке, сегодня основные геополитические сверхдержавы довольно легко определить. А вот интернет-державы с их изменчивыми союзами и обилием «нейтральных государств» назвать сложнее.

Тем не менее сегодняшние цели интернет-сверхдержав представляют собой смесь представлений XVIII века о контроле над территориями и населением и представлений XXI века о контроле над технологиями и информационными экономиками. Украина, Тайвань и даже разоблачения Сноудена являются суровым напоминанием о том, что древние представления о контроле над странами и народами и сегодня остаются на вершине приоритетов.

Отправной точкой в любом исследовании геополитики Интернета должно быть понимание того факта, что он происходит из Соединенных Штатов и того, что 2000-километровая полоса от Сиэтла до Сан-Диего включает в себя почти всю основную инфраструктуру Интернета, которой почти полностью управляют американцы. Это со всей очевидностью делает США «интернет-сверхдержавой из сверхдержав». Без учета этих фактов ни одна великая держава не может ставить перед собой какие-либо геополитические цели. И делают они это по-разному: от регулирования деятельности американских гигантов интернет-инфраструктуры на своих территориях до их полного блокирования и замены отечественными заменителями.

С этой международной отправной точки абсолютно ясно, что внешнеполитические интересы Америки диктуют ей необходимость обеспечивать как можно меньшее изменение мирового баланса сил в Интернете. Есть несколько вероятных сценариев, при которых американское господство в этой области будет снижаться по сравнению с тем, что мир имеет сегодня. И это хотя бы теоретически делает США главным сторонником сохранения нынешнего статуса-кво в Интернете.

Другой отправной точкой является тот простой факт, что из примерно 4,5 миллиардов пользователей Интернета во всем мире около 6% (250 миллионов) — это американцы, а около 17% (760 миллионов) — китайцы. Примерно 9% (400 миллионов) составляют европейцы, около 9% (400 миллионов) — индийцы и около 2% (100 миллионов) — русские. Япония и Бразилия также находятся примерно на уровне России.

То, как каждая из этих интернет-держав осуществляет свое геополитическое соперничество с доминирующей страной, Соединенными Штатами, со временем меняется. Самая старая соперница Америки – это, вероятно, Европа. Соперничество Европы с Америкой в сфере Интернета имеет корни, уходящие на полвека в прошлое к решениям эпохи де Голля создать европейские альтернативы эффективным монополиям Америки в таких господствующих технологиях, как гражданские реактивные лайнеры, атомное оружие, ракеты и компьютеры. Это привело, среди многих других достижений, к таким европейским информационным прорывам, как французская компьютерная сеть 1980-х годов, часто называемая Minitel.

Когда в середине 1990-х годов стало ясно, что созданный в Америке Интернет заменит все европейские закрытые компьютерные сети, европейская стратегия сместилась в сторону признания неизбежности превращения Интернета в глобальную сеть, а также в сторону регулирования и, в конечном итоге, жесткого налогообложения американских интернет-гигантов. В то же время Европа стремилась взрастить европейские альтернативы американским IT-корпорациям, подобно тому, как это делалось в последние десятилетия в аэрокосмической отрасли.

Китай выбрал другой путь. Начав быстро развиваться в XXI веке, через десять лет после того, как было установлено американское господство в Интернете (и сохраняя исторически существующие подозрения в отношении мотивов американской геополитики), Китай стал осуществлять огромные поддерживаемые государством инвестиции в интернет-услуги и исключать IT-гиганты США из своей интернет-инфраструктуры, а не заниматься в отношении них простым регулированием. В результате, за некоторыми небольшими исключениями, сегодня немногие китайские интернет-пользователи зависят от американских интернет-компаний. Основываясь на этом положительном опыте, Китай ясно дает понять, что намерен распространять свои собственные интернет-технологии и услуги на другие страны и народы по всему миру.

Понимая, что ей не хватает как размера рынка, так и финансовых ресурсов ЕС или Китая, Россия стремилась использовать те ниши интернет-технологий, где у нее есть сильные стороны, и создавать союзы с другими странами с целью международного сотрудничества для ограничения или регулирования доминирования Америки в Интернете. Через свои международные связи, восходящие к еще ко временам Советского Союза, Россия, подстегиваемая подозрениями в политических и военных мотивах Америки в Интернете, усиленные разоблачениями Сноудена, начала откровенно создавать международные коалиции, чтобы уменьшить геополитическое доминирование Америки в мировой Сети, в то же время тихо создавая свои собственные интернет-варианты, которые уменьшили бы зависимость России от американских IT-гигантов.

Когда именно, где и как будет реализовывать свои геополитические интересы в Интернете такой крупный игрок, как Индия, остается неясным. И, возможно, это самый большой геополитический вопрос в Интернете, остающийся без ответа.

До сих пор большинство стран в области Интернета следовали своим давним политическим союзам или привычкам. Периодически некоторые из них ловко переключали свои симпатии между китайской, американской, европейскими и даже российской Интернет-державами. И иногда казалось, что они опираются на несколько таких разных держав одновременно.

Хотя эта геополитическая борьба в Интернете привлекает меньше внимания средств массовой информации по сравнению с более известными политическими, военными или экономическими и финансовыми формами борьба, она не менее важна и может оказать большое влияние на повседневную жизнь людей во всем мире. Независимо от того, насколько широко освещается «геополитика Интернета», с учетом того факта, что ставки в ней очень высоки, в обозримом будущем соперничество и даже войны в этой области наверняка станут еще более напряженными.

Автор: Роджер Кочетти (Roger Cochetti) предоставляет консультационные услуги в области Интернета в Вашингтоне. Он был старшим исполнительным директором Communications Satellite Corporation (COMSAT) с 1981 по 1994 год. Он также руководил политикой в отношении Интернета в корпорации IBM с 1994 по 2000 год. Работал в Консультативном комитете Государственного департамента по международным коммуникациям и информационной политике при администрациях Буша и Обамы.

Первоначально данный материал был опубликован на сайте ИНОСМИ.

Оставить комментарий

avatar
Новости

Вопросы  простодушного

 

Вы помните, что Украина

вошла в СССР :

без  Харькова и Херсона,

без Одессы и Донецка,

без Луганска и, конечно,

без Крыма,

не было у нее в 1922 году и

Львова... Вы, помните ?

 

МИД Таджикистана

 не может понять

изменение отношения 

в России к таджикам.

Может популярно

объяснить ?

 

Глава МИД С.Лавров

заявил, что США

продолжают покупать у России

"уран и другие критические

материалы". А зачем

Россия продолжает

их продавать США ?

 

Регистрационный

номер СМИ :

№ ФС 77-81400

__________

На Фейсбуке:

Igor Mikhaylov