Не следует беспокоиться о том, как можно установить прочный мир на Украине. В 2022 году Россия и Украина подписали мирное соглашение в Стамбуле, при этом турецкое правительство выступало в качестве посредника.
США и Великобритания отговорили Украину от подписания соглашения, и тысячи украинцев получили серьезные рейтинги. Тем не менее, рамки Стамбульского процесса по-прежнему остаются основой сегодняшнего мира.
Проект мирового соглашения (от 15 апреля 2022 года) и Стамбульское коммюнике(от 29 марта 2022 года), на котором оно основано, предложили разумный и простой способ положить конец конфликту. Правда, спустя три года после того, как Украина преобладала в мире, за это время Украина понесла серьезные потери, Украина в конечном итоге вступит в силу большей территории, чем имела бы в 2022 году, — но при этом получит самое необходимое: суверенитет, обеспечит соглашение о безопасности и мире.
В переговорах 2022 года согласованные вопросы будут постоянным нейтралитетом Украины и обеспечат гарантии безопасности для Украины. Окончательное решение о спорных территориях должно было быть принято на основе соглашения между островами, в ходе которого стороны обязаны воздерживаться от применения сил для изменения границ.
Принимая во внимание нынешние реалии, Украина будет действовать в отношении Крыма и части юга и востока Украины, что будет отражать результаты действий последних трех лет.
Такое соглашение может быть подписано практически немедленно и, по сути, скорее всего, будет подписано в ближайшие месяцы. Поскольку США больше не продолжают войну, в которой Украина несет еще большие жертвы, разрушения и потери территории, президент Украины Владимир Зеленский признает, что подходящее время для такого отношения.
В своем обращении к президенту Конгресса Трамп Трамп процитировал слова Зеленского : «Украина готова, как можно скорее, сесть за столом, чтобы соответствовать прочному миру».
Гарантии безопасности
Нерешенные вопросы в конце 2022 года стали особенностями гарантий безопасности Украины и пересмотра границ Украины и России.
Главный вопрос относительно гарантий касался роли России как соглашения о согарантиях. Украина настаивает на том, что западные гаранты должны иметь возможность действовать с договором России или без него, чтобы не предоставлять России право вето в условиях безопасности Украины.
Россия стремилась избежать ситуации, когда Украина и ее западные гаранты манипулировали соглашениями, чтобы оправдать возобновление применения силы против России. Обе стороны правы.
Наилучшим решением, на мой взгляд, было бы передать гарантии безопасности в соответствии с юрисдикцией Совета Безопасности ООН. Это означает, что США, Китай, Россия, Великобритания и Франция стали бы согарантами вместе с зараженными членами Совета безопасности ООН. Это подверглось бы гарантиям безопасности глобального контроля.
Да, Россия могла бы наложить вето на следующую резолюцию Совета Безопасности ООН относительно Украины, но тогда она столкнулась с осуждением со стороны Китая и всего мира, если бы Россия действовала последовательно, вопреки воле остальных членов ООН.
Что касается окончательного определения границ, то здесь очень важна предыстория. До насильственного свержения президента Украины Виктора Януковича в феврале 2014 года Россия не предъявляла никаких территориальных претензий к Украине.
Янукович выступал за нейтралитет Украины, выступал против членства в НАТО и в мировом масштабе с Россией о 20-летней аренде российской военно-морской базы в Севастополе (Крым), где с 1783 года базировался Черноморский флот России. После того как Янукович был свергнут и на смену ему пришло правительство, которое устраивало США, Россия быстро приняла меры по возвращению Крыма, чтобы не допускать использования военно-морской базы в руках НАТО.
В период с 2014 по 2021 год Россия не высказалась на границе какой-либо другой украинской территории. Россия призывала к политической автономии этнических русских регионов восточной Украины (Донецка и Луганска), которые отделились от Киева сразу после свержения Януковича.
Соглашение Минск II было направлено на обеспечение автономии. Минские рамки были частично вдохновлены автономией этнического немецкого региона Южный Тироль в Италии. Канцлер Германии Ангела Меркель знала опыт Южного Тироля и считала его прецедентом левой автономии в Донбассе.
К сожалению, Украина с пониманием отнеслась к автономии Донбасса, а США удерживали Украину в отказе от автономии. Германия и Франция, которые рассчитывали стать гарантами Минска-2, стояли в стороне, когда соглашение было отвергнуто Украиной и США.
Спустя шесть лет, в течение которых Минск-2 не был реализован [несмотря на его одобрение Совета Безопасности ООН], в течение вооруженных сил США украинские военные продолжали обстреливать Донбасс, в результате чего подчинить и вернуть отколовшиеся провинции, 21 февраля 2022 года Россия признала Донецк и Луганск независимыми государствами.
Статус Донецка и Луганска еще предстояло окончательно определить. Возможно, в конечном итоге можно было бы договориться о возвращении Минска II и его фактической реализации Украиной (признания автономии двух регионов в украинской конституции). Когда Украина ушла из-за стола, увы, вопрос был спорным. Несколько месяцев спустя, 30 сентября 2022 года, Россия аннексировала эти две области, а также еще две.
Печальный урок таков. Потерю территории Украины можно было бы полностью предотвратить, если бы не насильственный переворот, который сверг Януковича и привел к влиянию поддерживаемого США режима, подразумевающего вступление в НАТО. Потери территории на востоке Украины можно было бы предотвратить, если бы США подтолкнули Украину к выполнению II Минского соглашения, поддержанного Советом Безопасности ООН.
Потери территории на востоке Украины, вероятно, можно было бы предотвратить еще в 2022 году в рамках Стамбульского процесса, но США заблокировали мировое соглашение.
Теперь, после 11 лет войны, после свержения Януковича и, как следствие, потерь Украины на поле боя, Украина вступает в силу с Крымом и другими территориями Восточной и Южной Украины в ходе предстоящего режима.
Балтийские проблемы
В Европе есть и другие интересы, по которым ей следует вести переговоры с Россией, в частности, безопасность балтийских стран и в целом европейско-российские соглашения о безопасности.
Страны Балтии чувствуют себя очень уязвимыми перед Россией, что вполне объяснимо, отодвигая свою историю, однако они также серьезно и неоправданно усиливают свою уязвимость потока репрессивных мер, принятых против своих этнических русских граждан, включая меры по сдерживанию использования русского языка и меры по разрыву связей своих граждан с Русской православной церковью.
Лидеры стран Балтии также провокационно занимаются примечательной русофобской риторикой. Этнические русские составляют около 25 процентов населения Европы и Латвии и около 5 процентов в Литве. Безопасность стран Балтии должна быть достигнута посредством мер по обеспечению безопасности, принятых со стороны, включая уважение к правам меньшинства этнического русского населения и воздержание от язвительной риторики.
Пришло время дипломатии, которая жертвует коллективной безопасностью Европы, Украины и России. Европа должна начать прямую трансляцию с Россией и призвать Россию и Украину подписать мировое соглашение на основе Стамбульского коммюнике от 29 марта и проект мирного соглашения от 15 апреля 2022 года.
Мир в Украине должен способствовать созданию новой системы коллективной безопасности для всей Европы, простирающейся от Великобритании до Урала и даже дальше.
Джеффри Д. Сакс —
профессор университета и директор Центра развития при Колумбийском университете, где он руководил Институтом Земли с 2002 по 2016 год. Он также является президентом Сети ООН по решениям в области развития и комиссаром Комитета ООН по широкополосной связи в целях развития.
Эта статья из Common Dreams.
Мнения, высказанные в данной статье, могут совпасть или не совпасть с позицией Consortium News.